Сегодня Интернет является важной площадкой функционирования ряда крупнейших мировых предприятий, а уровень E-commerce продаж растет небывалыми темпами каждый год. Поэтому ниже мы рассмотрим роль бизнес-аналитика в данной области бизнеса.
Зачем нужен бизнес-аналитик?
Итак, согласно Википедии, электронная коммерция (E-commerce) — это сфера экономики, включающая в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, а также бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.
Несмотря на то, что E-commerce бизнес развивается сегодня очень быстрыми темпами, только 20% компаний функционируют должным образом, остальные терпят неудачу. Достаточно сложным является успешное выполнение транзакции B2C («бизнес-клиент»), предполагающей не только продажу конечному потребителю товара либо услуги, но и выполнение определенных посттранзакционных политик (например, реализация политики возврата/замены негодного товара). Таким образом, для качественного и успешного веб-приложения, функционирующего в сфере электронной коммерции, очень важным является понимание данного домена, представляющего собой необъятный онлайн-мир, наполненный большим количеством различных бизнес-стратегий, реализация которых определяет дальнейший успех компании.
В связи с этим, бизнес-аналитик является одним из тех специалистов, которые может оказать непосредственную помощь в разработке бизнес-стратегий и определения необходимых параметров, которые нужно учитывать при управлении бизнесом в данной области, а не только извлечь и задокументировать требования в процессе создания нового веб-ресурса. В связи с этим, бизнес-аналитик должен принимать активное участие на всех этапах E-commerce Development Life Cycle, как и в любых иных проектах по разработке программного обеспечения. Ниже мы рассмотрим, какие основные задачи выполняет бизнес-аналитик на каждой стадии.
Стадия погружения в домен
На этом этапе основными задачами бизнес-аналитика являются:
- Извлечение бизнес-требований, определение скоупа системы, бизнес-целей и подходящего решения для бизнеса;
- Изучение целевой аудитории;
- Анализ подходящих онлайн-платформ (настольный веб-сайт, мобильное веб-приложение и т.д.), отвечающих требованиям бизнеса;
- Анализ текущих тенденций в области электронной коммерции, конкурентной среды для последующей разработки стратегии выхода на рынок.
На данном этапе бизнес-аналитик активно взаимодействует непосредственно с заказчиком, и в результате многочисленных интервью, опросов, тщательного анализа рынка и целевой аудитории определяет с ним окончательный скоуп проекта. В том числе, задачей бизнес-аналитика на этой стадии является оценка плюсов и минусов, заложенных в скоуп решения функций, предлагаемых заказчиком, на основании анализа последних тенденции в данной области.
Стадия планирования
На стадии планирования задачи бизнес-аналитика следующие:
- Определение, валидация и документирование основных функций будущей системы;
- Определение стандартов UX и UI для пользовательских интерфейсов;
- Создание различных политик, таких как поддержка постпродажного обслуживания, возврат средств, замена товара и т.д.;
- Детализация системы управления складскими запасами;
- Интеграция инструментов веб-аналитики;
- Анализ различных вариантов оплаты и их интеграция в зависимости от целевой аудитории и функций безопасности;
- Оптимизация корзины покупок;
- Отслеживание товаров;
- Определение требований к персоналу.
Исходя из вышеперечисленного, бизнес-аналитик вовлечен практически во все стадии планирования, помимо, наверное, только процесса определения бюджета.
Стадия разработки и тестирования
Если задачей команды разработчиков является создание веб-сайта с качественным графическим интерфейсом и согласованного с основными стандартами UX и Performance, то тестировщики обязаны гарантировать организацию и проведение функционального тестирования в целях определения отсутствия каких-либо требований, уровня производительности системы и т.д. Бизнес-аналитик, в свою очередь, также принимает активное участие на данных этапах, особенно в процессе функционального тестирования.
Стадия поставки системы
После успешного развертывания веб-сайта и проведения регрессионного тестирования бизнес-аналитик должен сразу начать отслеживать данные для последующего анализа, подготовки отчетности и иных документов. Среди основных задач ВА на данном этапе необходимо выделить следующие:
- Анализ данных о посетителях путем изучения данных веб-сайта по ранее определенным шаблонам трафика, объемов заказов, последовательности конверсий, навигации и выбора продукта;
- Использование A/B-тестирования для понимания ценности каждой страницы сайта и эффективности размещенной рекламы;
- Ежедневная/Еженедельная/Ежемесячная/Ежегодная отчетность по продажам, уровню трафик и конечным пользователям интернет-сайта;
- Анализ динамики исторических данных для последующего анализа поведения пользователей.
Таким образом, создание веб-сайта — это задача разработчиков, однако построение его концепции бизнес-аналитиком – важное условие для успеха проекта.
Внимание!
Если Вам необходима консультация нашей команды бизнес-аналитиков по следующим вопросам:
- определение и интервьюирование заинтересованных лиц;
- сбор информации, описание и моделирование бизнес-процессов;
- выявление проблемы и возможности бизнеса;
- сбор, формализация и согласование с заказчиком требований;
- извлечение, документирование и управление бизнес-требованиями, функциональными и нефункциональными требованиями;
- SWOT-анализ, анализ конкурентной среды и целевой аудитории;
- написание ТЗ, а также регламентирующей документации;
- проектирование пользовательских интерфейсов (разработка прототипов);
- визуальное моделирование требований
Будем рады обсудить с Вами любые варианты сотрудничества! Для этого напишите на e-mail: Mordovich.Artsiom@gmail.com. Мы обязательно ответим.
Добрый день. А если бизнес-аналитик хочет стать бизнес-аналитиком в е-commerce чему нужно обучиться?